В 2022 году Институт русского языка имени А. С. Пушкина представил исследование под названием «Индекс положения русского языка». По числу говорящих он занял восьмое место — 258 млн человек. С относительно небольшим отрывом его обогнали французский, бенгали и арабский. Первые четыре строчки списка вполне предсказуемо заняли английский (1,3 млрд), китайский (1,1 млрд), хинди (600 млн) и испанский (543 млн). А вот португальский наступает русскому на пятки — 257,6 млн говорящих в мире. По числу пользователей интернета русский язык оказался на девятом месте, пропустив вперед еще японский, а по числу публикаций в международных научных базах данных — на пятом месте после английского, китайского, испанского и немецкого языков.

2023 год объявлен Годом русского языка в СНГ. Интернет-портал MIR24.TV поговорил с руководителем Центра языковой политики и международного образования Института Пушкина Светланой Камышевой о самых ярких проектах по изучению русского языка в странах Содружества.

«Почему люди выбирают русский язык? У всех разные причины. Например, в странах СНГ я сейчас очень хорошо вижу тенденцию, когда родители хотят устроить ребенка в русскую школу, чтобы он знал русский язык, потому что это, во-первых, язык качественного образования. Во-вторых, это язык приобщения к цивилизационным ценностям. В-третьих, если ты хорошо знаешь русский, ты сможешь найти более высокооплачиваемую работу», — отмечает Светлана Камышева.

В ноябре 2022-го состоялся конгресс «Русский язык в странах СНГ, который проходил сразу в трех странах. В Москве в Институте Пушкина 1 ноября прошла конференция «Русский язык в образовании стран СНГ». 2 ноября эстафету передали Армении, и в Российско-Армянском государственном университете (РАУ) прошла конференция «Русский язык в политической и научной коммуникации стран СНГ». А 3 ноября в Бишкеке в Киргизско-Российском славянском университете (КРСУ) прошла конференция «Русский язык в цифровом пространстве стран СНГ», где рассматривались СМИ и все цифровые вопросы.

«Это был очень красивый, мощный проект, который собрал много докторов и кандидатов наук, экспертов, специалистов в рамках каждой из областей — больше 1000 человек. Конгресс вызвал такой интерес, что в зале присутствовали представители более 15 стран, в том числе Боснии и Герцеговины, Хорватии, Египта, Ирана и Индии, — говорит Светлана Юрьевна. — В преддверии конгресса был объявлен конкурс лучших проектов в области русского языка в странах СНГ, и 25 победителей мы пригласили в Москву. Большинство из них — учителя средних школ, хотя преподаватели вузов тоже были. 2 ноября в Институте Пушкина они выступали со своими проектами, и это был какой-то невероятный праздник. Например, Адилбаева Азиза Каражановна из Казахстана — это учительница, которая сделала онлайн-курс «Глагол как часть речи» для учащихся шестых классов с русским языком обучения. Она демонстрировала этот курс, и все стали просить поделиться. Елена Вячеславовна Пятаева и Алена Игоревна Шишкевич из Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка представили энциклопедию для школьников и студентов «Русский язык» — это гордость, молодцы.

Из Узбекистана к нам приехала Наталья Алексеевна Чопанашвили и представила проект, который они делали с Ахтамом Буриевичем Сариевым. В одной из школ Бухары эти замечательные люди создали цветаевское сообщество, их проект назывался «Марина Цветаева в благородной Бухаре». Мне самой посчастливилось много лет назад посетить эту школу, и я не могу ее забыть. Через Марину Цветаеву дети приобщались вообще к русской литературе. У учеников был значок, в центре него — портрет юной Марины Цветаевой, и к выпускному классу ученики заслуживали право носить значок «Цветаевский костер». Детям внушалось, что ты не просто ученик — ты «цветаевец»! Это простроенная многолетняя работа. Я очень обрадовалась, когда увидела этот проект на нашем конкурсе».

Полный текст интервью читайте по ссылке.

Фото: МТРК «МИР»

К списку новостей