15 декабря 2022 года в узбекистанской газете «Даракчи» №50 вышло интервью советника ректора РГПУ им. А. И. Герцена по интернационализации образования Юлии Александровны Комаровой.

Интервью посвящено российско-узбекскому гуманитарному проекту «Класс!» («Зўр!»), идее его создания, этапам реализации и планам на будущее.

«Даракчи» — популярный еженедельник, освещающий социальные темы: образование, медицина, транспорт, право, пенсионные, коммунальные и денежные реформы, и многое другое.

 

В Узбекистане с 2020 года реализуется российско-узбекский гуманитарный проект «Класс!» («Зўр!»), который осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Министерством народного образования Республики Узбекистан при финансовой поддержке благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».

На церемонии подписания меморандума Алишер Усманов сказал: «Россия и Узбекистан неразрывно связаны друг с другом общей историей и культурным наследием. Я сам закончил русскоязычную школу, поэтому мне особенно приятно поддерживать такую долгосрочную и стратегическую инициативу правительства Узбекистана, Министерства просвещения Российской Федерации по обучению русскому языку на моей исторической родине. Уверен, что это не просто поддержка образования, но и поддержка наших общих традиций, наших талантов. Эта инициатива будет успешна и востребована среди всего населения Узбекистана, поэтому я желаю ей огромных успехов».

О том, как сегодня развивается проект, мы попросили рассказать советника ректора по интернационализации Российского государственного педагогического университета им А. И. Герцена, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Юлию Комарову:

— Проект «Класс!» («Зўр!») — это, безусловно, уникальный проект.  По сути он является флагманом российско-узбекистанского сотрудничества в области общего образования.  Данный проект многолик и многогранен и, важно подчеркнуть, что доминантного направления развития в нем нет, так как все направления чрезвычайно важны и значимы.  Перспектива реализации данных направлений великолепная, ведь проект рассчитан на 10 лет, а, следовательно, и результаты, которые мы ожидаем получить, будут долгосрочными и, надеюсь, внушительными.

— С чего начинался проект и что стало отправной точкой взаимодействия двух стран, желающих повысить качество преподавания на русском языке в школах Узбекистана?

— Первым шагом стало осознание того, что система обучения русскому языку и на русском языке в учреждениях общего образования республики нуждается в обновлении, а в каких-то вопросах — даже в реформировании. Для уточнения данной ситуации в 2020 году было принято решение провести масштабный лингвоаудит в Узбекистане. И это стало беспрецедентной по своему размаху тестово-аналитической деятельностью, реализованной в масштабах всей страны. В ходе двух этапов лингвистического аудита 10 тыс. учителей русского языка и учителей, преподающих свою дисциплину на русском языке, и 3 тыс. учеников из всех 14 регионов Узбекистана были протестированы на знание русского языка.  Результаты получились разными — оказалось, что лучше всех русским языком владеют учителя школ, расположенных г. Ташкенте, а самые подготовленные по русскому языку школьники живут как раз не в Ташкенте, а в г. Навойи. Примечательно, что проанализированные многочисленные данные позволили увидеть реальную картину владения русским языком в стране, что предопределило в дальнейшем переход к следующему этапу реализации проекта «Класс!» («Зўр!») — к проектированию и разработке содержания курсов повышения квалификации для учителей и администрации школ.

— Частью проведённого лингвоаудита был анализ действующих в Республике Узбекистан учебников по русскому языку. А какая деятельность была предпринята в рамках данного направления?

— Вы правы, учебники также были проанализированы. Выяснилось, что они, увы… в недостаточной степени соответствуют сегодняшнему уровню развития методик и сегодняшним потребностям во владении языком. Получив результаты анализа, и российские и узбекские методисты серьёзным образом задумались об улучшении учебной литературы. Ведь русский язык был и остается языком межнационального общения, и в знании этого языка подрастающим поколением республики заинтересованы обе стороны — Россия и Узбекистан.

Получается, что учебники, по которым учатся сейчас школьники в Узбекистане, наследуют все то, что было популярным в советской системе обучения. Система замечательная, но устаревшая. Ведь, как мы знаем, двадцать – тридцать лет назад часов русского языка в школах было много и преподавали не только русский язык, но и литературу. Сейчас же русский язык в Республике Узбекистан преподается как иностранный язык, в школах на его овладение отводится всего два часа в неделю… Именно поэтому необходима новая учебная литература, такая, чтобы по завершению курса обучения учащиеся могли не только читать и переводить, но и могли свободно общаться на русском языке, обсуждать важные значимые вопросы, делиться своим мнением. Поэтому при создании новых учебников за основу был избран коммуникативный подход, задействующий различные игровые технологии, а также интерактивные и проектные формы работы. Немаловажным является и то, что в учебниках используется красочный иллюстративный материал, и все аудиозаписи начитаны носителями языка — актерами и студентами актерских отделений.

Безусловно, в ходе совместного творчества методистов Герценовского университета и учителей-практиков из Узбекистана получились великолепные учебные книги с инновационными элементами. Например, на страничках учебников имеются QR-коды, при наведении на которые телефона воспроизводится аудиозапись. Также к учебникам прилагается методическое пособие для учителя и рабочая тетрадь, которая включает в себя домашнее задание для ученика. То есть по сути задача проекта «Класс!» («Зўр!») состояла не только в создании учебников, а в создании целостных учебно-методических комплексов. С удовольствием хочется отметить, что творческая команда, в которую вошли специалисты из России и Узбекистана, уже все названные комплексы со 2 по 11 класс создала. Учебники уже изданы и с 1 сентября 2022 года попали в узбекситанские школы.

— Сейчас много говорят о необходимости разработки электронных аудио- и видеоматериалов, которые создаются в поддержку учебников. Предусмотрено ли что-либо в этом роде в рамках реализации проекта «Класс!» («Зўр!»)?

— Безусловно! Начиная с прошлого года для канала «Мактаб онлайн» Герценовский университет стал создавать видеоуроки по русскому языку, которые соответствуют новому учебнику. Это небольшие 10-15 минутные видеоуроки с весёлыми сценариями, анимацией и даже присутствием сурдоперевода. Над сценариями работали не только дидакты, лингвисты, методисты РГПУ им. А.И. Герцена, но и детские психологи. В результате, видеоуроки получились интересными, научно-продуманными, системными и увлекательными. И это очень важно, так как в основном эти видео создавались с целью организации самостоятельной работы школьников, а значит они должны заинтересовывать детей в изучении языка.

Пока разработаны уроки для 2-го класса, а сейчас готовятся уроки для 3-го класса. Надеюсь, в следующем году мы подготовим комплект видеоуроков для учащихся 4х классов. Таким образом, начальная школа получит замечательный дидактический комплект, который с успехом можно использовать как в процессе урочной, так и внеурочной деятельности.

— А каковы дальнейшие перспективы развития проекта «Класс!» («Зўр!»)? Что нового нас всех ожидает в следующем году?

— Перспективы, на мой взгляд, великолепные! Безусловно, будет продолжена работа по повышению качества преподавания русского языка в школах республики. В Узбекистан из России приедут не только учителя русского языка, но и учителя других школьных дисциплин. Это значимо, и это, во-первых.

Во-вторых, в практику республиканских центров повышения квалификации учителей и руководителей школ широко войдут инновационные программы обучения, спроектированные и разработанные специалистами Российской федерации совместно с коллегами из Республики Узбекистан. В РГПУ им. А.И. Герцена, которому поручено реализация названного задания, накоплен значительный опыт создания актуальных, высокорезультативных образовательных программ. Уверена, в деле повышения квалификации нас ожидает серьёзный прорыв, так как двумя нашими министерствами — Министерством просвещения РФ и Министерством народного образования РУз — запланировано масштабное повышение квалификации учителей во всех регионах республики.

В-третьих, мы продолжим создание учебной литературы для узбекистанских школьников. Это тоже очень важная дорога, по которой мы вместе продвигаемся с коллегами из РУз, творчески анализируя достижения сегодняшнего дня и разрабатывая новые пособия, которые помогут школьникам быстрее и эффективнее изучать разные предметы в школе.

Поэтому в проекте «Класс!» («Зўр!») планы на будущее великолепные, конструктивные, нацеленные на результативное будущее!

Сурия МАГДЕЕВА

К списку новостей