Информационная справка о проекте «Малыш»

Проект «Малыш (Миттивой)» — российский-узбекская программа сотрудничества, направленная на повышение качества дошкольного образования в Республике Узбекистан. Отправной точкой проекта стало подписание 29 ноября 2020 года совместной Дорожной карты реализации проекта между Министерством Просвещения РФ и Министерством дошкольного образования Узбекистана. Исполнителем проекта с российской стороны стал РГПУ им. А. И. Герцена, со стороны Узбекситана – Министерство дошкольного образования

Проект начался с проведения масштабного исследования, в рамках которого были выявлены особенности системы дошкольного образования. В частности, были изучены виды дошкольных образовательных организаций и специфика их деятельности, получена характеристика детей раннего и дошкольного возраста, посещающих детские сады, особенности деятельности частных детских садов, структура системы дошкольного образования, ее потребности и возможности. Был проведен анализ нормативных документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования и стратегии ее развития. Особое внимание в масштабном исследовании было уделено изучению профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, выявлению их профессиональных запросов на содержание и направления повышения квалификации. По итогам исследования был составлен подробный аналитический отчет, раскрывающий особенности системы дошкольного образования, перспективы и линии ее развития для обеспечения качества и доступности.

С начала реализации проекта Малыш преподавателями кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена под руководством заведующей кафедрой А. Г. Гогоберидзе было создано 3 программы дополнительного профессионального образования для педагогов детских садов Узбекистана: «Команда педагогов под ключ» — программа «Навыки педагога дошкольного образования XXI века», «Современные основы дошкольного образования и воспитания», «Методики и технологии дошкольного образования и воспитания». За несколько месяцев обучение по программам прошло более 1000 педагогов.

Развитие проекта в 2022 году позволило перейти к масштабному изучению качества методической работы в дошкольных образовательных организациях, исследованию особенностей профессиональной компетентности методистов детских садов. В исследовании приняли участие 250 методистов из 9 регионов РУз. В результате был подготовлен аналитический отчет о специфике методической работы в детских садах республики и рекомендации к процессу повышения квалификации методистов детских садов. Была спроектирована и реализована программа повышения квалификации для методистов «Методическая деятельность в системе дошкольного образования». На программе обучилось 100 методистов.

Отдельной задачей проекта Малыш стала поддержка детских садов, организующих педагогический процесс только на русском языке, реализующих работу по ознакомлению детей с русской культурой и традициями, развитию у дошкольников навыков коммуникации на русском языке. С этой целью было подготовлено пособие «Раз, два, три — по-русски говори!» для использования в работе авторским коллективом кафедры языкового и литературного образования ребенка института детства РГПУ им. А. И. Герцена, организована работа по запуску инновационного проекта — создание коммуникативных площадок на базе двух детских садов Ташкента — детского сада № 100 и детского сада № 300, разработаны методические рекомендации для деятельности коммуникативных площадок, включающих в себя требования к компетентности педагогов, описание развивающей-предметно-пространственной среды, технологии работы с родителями воспитанников.

Яркой иллюстрацией реализации проекта становится статистика его существования в цифрах фактах. Было обучено более 1100 педагогов и методистов дошкольных организаций, создано 4 учебно-методических пособия и 2 полномасштабных аналитических отчета, со стороны института детства РГПУ им. А.И. Герцена проект был реализован силами одной кафедры — кафедры дошкольной педагогики в общем составе 18 человек, было разработано более 6 программ повышения квалификации, из которых уже реализованы 4 программы, для педагогов дошкольного образования, представителей министерства дошкольного образования РУз проведено более 57 консультаций и реализовано 22 стрима по актуальным проблемам дошкольного образования, разработан уникальный диагностический инструментарий включающий специально спроектированные информационные анкеты и более 60 диагностических кейсов для получения объективных и полных данных о специфике профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, методистов детских садов, особенностях системы дошкольного образования.