«Класс!» («Зур!») продолжает рассказывать об опыте работы методистов в Республике Узбекистане. О своей научной и творческой деятельности в рамках проекта рассказала Екатерина Федосенко.
— Как и с чего началась Ваша работа в проекте «Класс!» («Зур!»)?
— В этом году я работала в городе Самарканд и Самаркандской области. Вообще работа в Узбекистане началась у меня в 2021 году, я работала преподавателем в проекте «Класс!» («Зур!») в Хорезмской области, также побывала в Ферганской области, к настоящему моменты объездила практически весь Узбекистан. В этом году я работала методистом проекта.
— Какие знания и навыки Вы даёте учителям русского языка как иностранного на Ваших занятиях?
— Этот вопрос очень серьёзный, поскольку, на мой взгляд, учителя русского языка как иностранного очень нуждаются в этих курсах, они им необходимы. Большинство учителей, особенно в Самарканде, достаточно опытные, они много лет преподают русский язык и литературу, но не знакомы с методикой преподавания русского языка как иностранного. Поэтому нам приходится начинать с азов, сначала мы выясняем разницу между преподаванием академической грамматики и РКИ, потому что там существует очень много особенностей. Далее мы отталкиваемся от учебников, потому что новые учебники составлены именно как учебники РКИ, и для учителей это большая сложность. Зачастую им непонятно, как расположен материал, почему он так построен грамматически. Но когда понятны основы методики преподавания РКИ, становится понятно и то, как устроен учебник, учителя успевают понять основные моменты и реализуют их на практике. На мой взгляд, этот проект очень нужен, и занятия должны быть более длительными, чтобы каждая группа могла проходить больше этапов обучения.
— Какими, на Ваш взгляд, компетенциями в первую очередь должен обладать учитель русского языка как иностранного?
— Это, в первую очередь, межкультурная компетентность, потому что, конечно же, все учителя открыты к изучению русского языка, но сочетать изучение узбекского, русского и английского языка довольно сложно. Преподавание языка в сочетании с узбекскими традициями — это тоже очень важный момент, и здесь, мне кажется большое внимание нужно уделять межкультурной компетентности. Также важное значение имеет проектная деятельность. На первый взгляд кажется, что это достаточно просто, но в реальности она тоже требует очень серьёзной подготовки, понимания системно-деятельностного подхода. Мы даём комплексные знания, сюда входит педагогическая теория, психолого-педагогические моменты, потому что преподавание РКИ невозможно без понимания мотивации ученика, психологических компонентов, которые тоже применяются в обучении.
— Какие творческие проекты учителя организовывали в своих школах?
— Узбекистанские учителя — очень творческие люди. Мы с коллегами посетили много школ, в основном районных. Они очень тёплые и гостеприимные, и там очень много культурных проектов. Обычно это танцы, песни, показы нарядов. То есть, это проекты, которые описаны в учебнике под редакцией Е. А. Хамраевой и реализованы с учётом опыта узбекистанских учителей.
— Расскажите о Вашей научной деятельности в рамках проекта «Класс!» («Зур!»).
— Научно-педагогический коллектив в Центрах повышения квалификации достаточно высокого уровня, и мы с коллегами вместе работали над статьями, задумывались над методическим пособием по проектной деятельности. Методическое пособие пока не выпустили, но у нас уже очень много планов. А наша статья была посвящена различным социальным и психологическим упражнениям на уроках РКИ. Таким образом мы внедряем новые интересные упражнения для преподавания. Вообще в Узбекистане, мне кажется, очень любят различные интересные фишки, интересные приёмы работы, поэтому мы стараемся их вводить. Я сама по образованию филолог и психолог, поэтому сочетаю какие-то моменты, могу использовать психологические тесты, например, тест Розенцвейга на фрустрацию. Он с большим успехом шёл у нас на уроках, начиная где-то с уровня А.2, это упражнение подходит. Весь этот опыт мы описывали в наших публикациях.
— Что Вам больше всего нравится в работе методиста?
— Работа мне очень нравится, и я бы даже не назвала это работой, потому что я уже много лет работаю с учителями, преподаю на курсах повышения квалификации. Для меня это моя жизнь, это возможность делиться с профессионалами своими знаниями, вместе обретать что-то новое, находить какие-то интересные моменты. То есть, для меня это просто удовольствие, а не работа.