Методист проекта «Класс!» («Зўр!») Анна Волынская рассказала о благодарности узбекскистанских педагогов, увлекательных открытых уроках и и близком знакомстве с культурой Узбекистана.
— Расскажите о Вашем опыте работы в качестве методиста проекта «Класс!» («Зўр!»).
— Это был очень полезный и интересный опыт, в том числе и потому, что я впервые побывала в Узбекистане. Было очень интересно посмотреть на уровень преподавания русского языка как иностранного в другой стране. И, конечно, было приятно, что учителя, с которыми мы работали, говорили, что это очень полезный проект, что они нас очень ждут, и в каждой аудитории, которая у меня менялась еженедельно, находились люди крайне заинтересованные в российских специалистах. Столько слов благодарности, сколько я услышала от своих учеников в Узбекистане, я, наверное, не слышала никогда в жизни. Конечно, приглашали приехать ещё раз. Как и в любом классе учеников, были как более мотивированные, так и менее мотивированные люди. Приходилось сталкиваться с преподавателями, которые сами не очень хорошо владеют русским языком. Поэтому мы с коллегами обсуждали возможность проведения занятий не только по методике, но и по повышению уровня языка. Если учителя сам не говорит на языке, который преподаёт, то и его ученики, естественно, на этом языке никогда не заговорят.
— Какие навыки и компетенции Вы стремитесь дать учителям на Ваших занятиях?
— Прежде всего, педагогам были нужны практические советы. Больше всего им нравился формат мастер-класса. Когда я познакомилась с преподавателями русского языка в Фергане и Ферганской области поближе, я стала привлекать к занятиям учителей, на открытых уроках которых я была и у которых увидела очень полезные методы и прёмы. Несколько занятий мы провели с ними вместе. Когда я давала теоретическую основу, учителя показывали фрагменты уроков с применением этой теории на практике. Это различные интерактивные, игровые методы. Учителя с удовольствием принимали участие в таких мастер-классах и применяли их на уроках. Меня учителя приглашали в свои школы, чтобы показать, как они используют то, что узнали на наших занятиях. Это было приятно, интересно и полезно. Также их интересовали различные внешкольные мероприятия, на которых можно было расширить знания о русской культуре и русском языке, о том, как живут люди в России.
— Расскажите более подробно о мероприятиях, направленных на знакомство с русской культурой.
— Здесь многое зависело от желания и энтузиазма учителей. Чтобы провести такое мероприятие, нужен учитель, который горит своим делом, которому это интересно и который может зажечь учительский коллектив. Все учителя проводили Масленицу в своих школах, это любимый праздник учеников. Я видела поэтический праздник, посвящённый Пушкину. В городе Маргилане меня пригласили на Праздник осени, который там в силу климатических условий проводится в декабре, когда тепло заканчивается и весь урожай собран. Весь праздник был полностью на русском языке. Ребята ставили сказку «Репка», пели песни и рассказывали стихи на русском языке, это был очень красочный и весёлый праздник.
— Удалось ли Вам ближе познакомиться с культурой Узбекистана, поучаствовать в тематических мероприятиях?
— Я думаю, все методисты побывали на узбекской свадьбе. Там есть традиция приглашать очень большие количество гостей. На свадьбе может быть несколько сотен человек, поэтому не попасть туда довольно трудно, если в этот момент ты живёшь в Узбекистане. Меня туда приглашали коллеги, учителя, которые у меня учились. Это интереснейший опыт, такая традиция очень отличается от российской. Это очень красочное, масштабное мероприятие. Кроме того, я старалась самостоятельно путешествовать по Узбекистану, ездила в районы, которые находятся недалеко от Ферганы, и в Ташкент. Из того, что примечательно в Ферганской долине, я хотела бы отметить город Риштан с его традицией узбекской керамики. Я была там несколько раз, познакомилась с главным мастером, гуру узбекской керамики. Конечно же, привезла домой сувениры. Само производство, то, какое внимание уделяется сохранению этой древней традиции, производит очень сильное впечатление.
— Что Вам больше всего нравится в работе методиста?
— Мне нравится работать с людьми, которые отзываются, которым это нужно, которые хотят от меня услышать что-то новое, которые подходят ко мне с вопросами и пожеланиями. Приятно, когда есть обратная связь, а особенно когда после курсов повышения квалификации учителя приглашают меня на свой открытый урок, где они показывают использование тех методов, о которых узнали на моих занятиях.