Для методиста проекта «Класс!» («Зўр!») Александра Сандула результатом работы стало создание уникальной методики, позволяющей педагогам выбрать для себя лучшую стратегию профессионального развития. О своей разработке он рассказал в интервью.

— Что даёт Вам работа в проекте в плане профессионального развития?

— Работа в международном проекте — это изменения спектра нашей профессиональной деятельности, потому что международный проект предполагает прежде всего межкультурную коммуникацию. Прежде всего, мы столкнулись с новым для нас, удивительным миром. Казалось бы, мы давно и хорошо знаем наших соседей по бывшему Советскому Союзу, но, вместе с тем, некий европоцентристский взгляд, который за последние несколько десятилетий сформировался в нашей системе образования, меняется коренным образом. Работа в проекте — это ещё и представление своей Родины в совершенно новых условиях, и, конечно, от нас зависит, как будет формироваться отношение к России, к русскому менталитету.

Что касается самого проекта «Класс!» («Зўр!»), то я работаю в нём с 2021 года, и мне удалось поработать как на самых западных границах Узбекистана, так и на самых восточных. Я начинал работу в Каракалпакской Автономной Республике Узбекистана. Там особый народ, особый менталитет, с которым нужно было познакомиться. Затем я работал в Сурхандарьинской области, которая находится на востоке, на границе с Таджикистаном. Это тоже особые люди с особыми характеристиками, как фонетическими, так и менталитетными. Работа Сурхандарьинской области, я занялся сравнительными исследованиями русского и узбекского языка, чтобы работа была более эффективной. Благодаря нашим коллегам в Узбекистане нам многое удалось. Их дружелюбное отношение и поддержка помогли построить эффективную работу.

— Работая в проекте, Вы разработали базу данных для диагностики профпригодности педагогов. Расскажите о ней подробнее.

— Это очень интересный опыт, который уже имеет определённые результаты. В прошлом году я работа в центре в городе Термезе, руководитель Центра повышения квалификации предложил задуматься на эту тему, и я полностью разделил его соображения. Мы пришли к мысли о необходимости разработки методики, которая позволит учителям не только проанализировать свою психологическую готовность, но и при помощи определённых инструментов контролировать её. Человек, обладающий достаточно высокими профессиональными компетенциями, может сталкиваться с трудностями психологического характера, которые не позволяют ему добиться эффективности в своей работе. База данных для психодиагностики в рамках профессиональной подготовленности педагогов состоит из тестов, анализа работы педагога. Анализ уровня психологической подготовленности очень важен для того, чтобы помочь человеку использовать его профессиональные навыки в том аспекте, в котором он может реализовать себя наиболее полноценно. Психодиагностику прошли тридцать узбекистанских учителей, результаты были достаточно хорошие. Также нам удалось внедрить эту методику в Московских школах, которые тоже дали хорошие отзывы. В январе методика была зарегистрирована в России, а в марте — в Узбекистане. Мы надеемся, что в дальнейшем нам удастся развить сотрудничество с заинтересованными партнёрами.

— Учителя, которые проходят диагностику по базе данных, сразу могут получить рекомендации?

— Да, они получают анализ своей психологической подготовленности. Для многих людей очень актуален вопрос самореализации. Часто бывает так, что человек выбирает профессию, не зная собственных склонностей, и профессиональная помощь в психодиагностике может очень помочь. Человек смотрит на себя со стороны, видит свои достоинства, недостатки, сильные стороны, благодаря чему может найти себе правильное применение.

— Верно, что благодаря новым знаниям, которые человек получает о себе в результате такого анализа, он может более эффективно выстраивать свою профессиональную стратегию?

— Конечно. Кто-то более эффективен в административной деятельности, кому-то нужна дополнительная подготовка, чтобы работать с маленькими детьми, кому-то это вообще категорически запрещено. Бывает, у человека не складывается работа, возникают сложности, а он не понимает, почему. Психодиагностика даёт человеку возможность сформировать себя и работать более полноценно.

— Какие, на Ваш взгляд, личностные качества, необходимы каждому педагогу?

— Умение терпеливо относиться к любой ситуации, умение иметь своё независимое мнение, при этом оставаясь в рамках своей работы. Например, учителя, работающие в международных проектах, — это лицо страны. Кроме того, мы работаем далеко от Родины, зачастую в непонятных социальных и этических условиях. Поэтому и нужна некая диагностика и умение заниматься самоанализом, чтобы справиться с возникающими проблемами.

— Сейчас работая с педагогами и помогая им повышать квалификацию, в чём Вы видите свою главную миссию как методиста?

— Наша задача состояла в том, чтобы разработать программу повышения квалификации, исходя из запроса. Одна из главных наших задач, конечно, обучение методике РКИ для учителей-русистов, потому что понимание разницы между методиками было достаточно неуверенным. Поэтому главное, на мой взгляд, — ориентироваться на запросы. Я подготовил программу, по методике, внеклассной деятельности, но у слушателей был запрос о речевом поведении. Им было непонятно, что такое речевое поведение, культура речи. Поэтому был подготовлен курс по культуре речи, по тренировке артикуляции. И когда мы понимае причину, мы можем работать и со следствием.

— Расскажите о самых ярких впечатлениях от работы в Узбекистане?

— Тут можно говорить очень долго, за три года всякое бывало, поэтому я скажу о главном. В Узбекистане мне было приятно чрезвычайно приятно встречать порядочных и увлечённых своим делом людей, живущих в довольно непростых условиях, но погружённых в свою профессию, мастеров, настоящих подвижников русского языка.


К списку новостей