В филиале Герценовского университета в г. Ташкенте (Республика Узбекистан) прошел первый день работы Российско-узбекской научно-методической конференции «Методика преподавания в современной школе: актуальные проблемы и инновационные решения».
«Сегодня вместе с нами в работе конференции принимают участие очно и дистанционно — в качестве докладчиков и слушателей — около 250 человек из разных регионов России, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана, Вьетнама и Эфиопии, поэтому, наверное, конференцию можно назвать международной. Это очень хороший результат и очень хорошая реакция на то, что мы с вами делаем ежегодно», — подчеркнула модератор открытия — советник ректора по интернационализации образования РГПУ им. А. И. Герцена Юлия Комарова.
Юлия Александровна передала участникам напутственные слова ректора Герценовского университета Сергея Тарасова, особо отметившего высокую оценку результатов работы: «За годы реализации проект «Класс!» («Зўр!»), направленный на повышение качества преподавания русского языка и дисциплин на русском языке в системе общего образования Республики Узбекистан, получил широкую известность и его результативность в текущем году была высоко оценена президентами Российской Федерации и Республики Узбекистан. Программа конференции позволит участникам на пленарных сессиях и семи тематических секциях обсудить наиболее актуальные вопросы преподавания учебных дисциплин в школе и непрерывного развития педагогов. Убежден, что представленные участниками конференции результаты научных изысканий и авторские разработки найдут свое воплощение в дальнейшей практике».
Заместитель Министра дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан Узокбой Бегимкулов отметил: «Наше сотрудничество выходит на качественно новый уровень. С каждым годом растёт интерес узбекской молодёжи к изучению русского языка благодаря методическим достижениям российских педагогов. Проект «Класс! (Зўр!)» даёт заметные результаты. В рамках реализации первого этапа проекта в 2020 году в 400 регионов Республики Узбекистан было направлено 32 российских методиста, которые провели тестирование на владение русским языком и педагогическими компетенциями среди педагогов и учеников старших классов общеобразовательных школ страны. В прошлом году проект значительно расширился, и в школы Республики Узбекистан было направлено 139 учителей».
«Я рад приветствовать друзей и коллег в филиале Герценовского университета в городе Ташкенте. Встречаться, общаться, знакомиться, обмениваться идеями каждый год уже становится доброй традицией, которая, я надеюсь, сохранится на долгие годы. Сейчас в Узбекистане проходят очень активные и динамичные образовательные процессы, и мы очень рады, что можем сделать свой вклад в этот процесс. Добро пожаловать!» — приветствовал участников форума директор филиала РГПУ им. А. И. Герцена в г. Ташкенте Сергей Барченко.
В приветственном слове координатор образовательных программ представительства Россотрудничества в Республике Узбекистан Ирина Сульжина приветствовала участников конференции: «РГПУ им. А. И. Герцена всегда объединяет талантливых, творческих людей, и сегодня такие люди собрались, чтобы обменяться мнениями, перспективами на будущее, поделиться с коллегами идеями. Россотрудничество всегда делает предложения российским вузам творческого, научного, методического характера, но откликаются не все, но филиал Герценовского университета в Узбекистане всегда является самым активным и держит планку. Большое спасибо руководству вуза за то, что ни одна наша инициатива не осталась без внимания».
Конференция проводится в рамках российско-узбекского гуманитарного проекта «Класс!» («Зўр!») при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан, благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» совместно с партнерами — Национальным исследовательским институтом профессионального развития и обучения педагогов новым методикам имени А. Авлони и Центром международного сотрудничества Министерства просвещения Российской Федерации. Конференция является преемницей Российско-узбекского образовательного форума по проблемам общего образования «Методика преподавания в современной школе: проблемы и инновационные решения», проведенного в 2022 году.
Участники конференции — учителя-предметники, педагоги, методисты системы повышения квалификации, специалисты в области общего образования в течение двух дней обсудят актуальные вопросы совершенствования методик преподавания учебных дисциплин в школе, обменяются опытом работы, представят лучшие образовательные модели и практики, поделятся секретами успеха в профессиональной деятельности. На конференции заслушают доклады на пленарных сессиях и семи тематических секциях по биологии, географии, информатике и математике, методике начального образования, русскому языку как иностранному, физике и химии. Дискуссии будут посвящены новым технологическим решениям и взгляду в будущее образовательной теории и практики.
В рамках пленарного заседания прозвучали доклады, посвященные методике преподавания, профессиональному развитию педагогов, а также национально-культурной специфике языка, без которой невозможна межкультурная коммуникация.
В первый день работы конференции эксперты поделились опытом внедрения инновационных технологий и методик в преподавание химии, физики, биологии. Также прошли заседания секций по методике начального образования и русскому языку как иностранному.
Участница конференции Мария Иванова рассказала: «В этом году я приехала на конференцию в качестве методиста от РГПУ им. А. И. Герцена. Я участвовала в программе “Русский учитель за рубежом”, преподавала русский язык в национальной школе в городе Навои, даю лекции по методике преподавания русского языка как иностранного. Я очень рада присутствовать на конференции, дружба между нашими странами даёт импульс развитию русскоязычного образования. В отдалённых районах Узбекистана русский язык порой трудно даётся школьникам, поскольку нет должной методической базы и достаточной разговорной практики. Раньше язык преподавался по другой методике, поскольку была русскоязычная языковая среда. Сейчас ситуация поменялась, соответственно, методика тоже должна быть изменена, и она должна быть интересной для детей. В прошлом году я смогла почувствовать и понять все проблемы, с которыми сталкиваются узбекские преподаватели, а в этом году приехала с решениями, которыми делюсь с ними».
Во второй день конференции участники обсудят проблемы в обучении математике, технологии эдьютейнмента в обучении химии, образовательный процесс в цифровой среде с использованием искусственного интеллекта, примут участие в работе секций по географии, информатике и математике, русскому языку как иностранному.
Присоединиться к работе конференции можно онлайн.
Трансляция пленарной сессии: